Вторая младшая группа (3-4 года)
Краткая
характеристика речи детей
Словарь. На четвертом году жизни
у детей непрерывно идет процесс увеличения словаря — как активного, так и
пассивного. Если в два года ребенок владеет словарем из 250 — 300 слов, то к
трем годам запас слов, как правило, увеличивается до 800— 1000, слова
приобретают более точное значение. Малыш много говорит сам, любит слушать
короткие стихи, рассказы, сказки, запоминает и рассказывает их.У детей этого возраста наблюдаются недостатки в произношении ряда слов, особенно длинных и малознакомых: сокращения слов («сипед» — велосипед, «атабиль» — автомобиль); перестановки звуков в слове («певрый» — первый); пропуски согласных звуков при их стечении («босой мальчик» — большой мальчик, «девича» — девочка). Иногда дети в случаях стечения согласных звуков вставляют между ними дополнительные гласные («корабель — корабль, «не зинаю» — не знаю).
В результате целенаправленной работы постепенно увеличивается пассивный и активный словарь, дети приучаются правильно произносить слова, имеющиеся в их активном словаре.
Грамматический строй. Трехлетние дети говорят короткими фразами, состоящими из нескольких слов (чаще из 3 — 4). Постепенно фраза удлиняется и усложняется. У ребенка этого возраста можно отметить ряд несовершенств фразовой речи: неправильный порядок слов в предложении («я хочу нет»), ошибки в согласовании слов («один колесо», «у меня много подругов»).
Воспитатель учит детей задавать вопросы и отвечать на вопросы, грамматически правильно оформляя свои высказывания.
Звукопроизношение. Произношение детей второй младшей группы характеризуется рядом особенностей.
Согласные произносятся смягченно («лёзецька»— ложечка).
Свистящие звуки с, з, ц произносятся недостаточно четко, пропускаются («абака» — собака, «амок» — замок); заменяются: с — ф («фобака» — собака), з — в («вамок» — замок),
ц — ф («фыпленок» — цыпленок), с — т («тобака» — собака), з — д («дамок» — замок), ц — т («тветок» — цветок).
Шипящие звуки ш, ж, ч, щ произносятся недостаточно четко, пропускаются («апка» — шапка, «ук» — жук и др.); заменяются: ш — с, ф («сапка», «фапка» — шапка), ж — з, в («зук», «вук»—жук), ч — ц («оцки», «отьки» — очки), щ — с', т’ («сетка», «тётка» — щётка).
Звуки л и р пропускаются («ампа» — лампа, «ука» — рука); заменяются звуками л' «лямпа» — лампа, «глюка» — рука), j («ямпа» — лампа, «кжа» — рука).
Учитывая эти недостатки, воспитатель должен готовить речедвигательный и речеслуховой анализаторы детей для правильного восприятия и произношения звуков.
Обследование речи детей
При обследовании речи у детей четвертого года жизни в первую очередь следует
смотреть, в каком состоянии находятся словарь и фразовая речь. Чем меньше запас
слов, беднее фразовая речь, тем чаще встречаются всевозможные замены одних
звуков другими. Это характерно для детей с задержкой развития речи и требует
пристального внимания воспитателя. Только с развитием словаря и фразовой речи
будет улучшаться и стабилизироваться произношение звуков.Воспитатель, прислушиваясь к речи детей во время игр, занятий и в повседневной жизни, может выявить такие особенности, как недостаточность словаря, неумение правильно строить фразу, неустойчивое произношение звуков, заикание. После этих наблюдений общего порядка необходимо проверить речь каждого ребенка на специально подобранном материале, используя для этого сюжетные картинки для обследования фразовой речи, предметные картинки для обследования свистящих (с, с', з, з', ц), шипящих (ш, ж, ч, щ), сонорных (л, л', р, р'), звонких (в, б, д, г) звуков.
На основании данных индивидуального обследования, записанных в тетрадь, составляется сводная таблица состояния речи детей всей группы, в которой в дальнейшем будут отмечаться все ее изменения.
М.Ф. Фомичёва.
«Формирование у детей правильного звукопроизношения».
Комментариев нет:
Отправить комментарий