В средней группе компенсирующей
направленности
для детей с тяжёлыми нарушениями речи № 5 "Ручеёк" в МБДОУ
"ДС № 426 г. Челябинска" реализуется следующая образовательная программа:
1. Примерная
адаптированная основная образовательная программа для дошкольников с тяжелыми
нарушениями речи / Л. Б. Баряева, Т.В. Волосовец, О. П. Гаврилушкина, Г. Г.
Голубева и др.; Под.ред. проф. Л. В. Лопатиной. — СПб., 2014. — 386 с.
ВТОРАЯ СТУПЕНЬ ОБУЧЕНИЯ
(Средний дошкольный возраст)
ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА
ПО КОРРЕКЦИИ ТЯЖЕЛЫХ НАРУШЕНИЙ РЕЧИ
Направления логопедической работы
на второй ступени обучения
Важнейшая задача второй ступени обучения детей с тяжелыми нарушениями речи
состоит в формировании у них способность к усвоению элементарных языковых
закономерностей.
Содержание логопедических занятий в этот период направлено на актуализацию
и систематизацию речевого материала, усвоенного на предыдущей ступени обучения,
совершенствование механизмов сенсомоторного уровня и формирование механизме
языкового уровня речевой деятельности в процессе расширения импрессивного и
экспрессивного словаря детей, развитие навыков понимания и употребления
грамматических форм слова словообразовательных моделей, а также различных типов
синтаксических конструкций.
Продолжается работа по развитию у детей понимания речи, накоплению и
уточнению понятий, дифференциации значений слова, закрепляются умения детей
правильно и отчетливо называть предмет, действия, признаки, качества и
состояния, отвечать на вопросы, самостоятельно моделировать собственные речевые
высказывания.
В ходе логопедической работы употребляемые детьми слова по своей
звукослоговой структуре приближаются к нормативно произносимым (с учетом
произносительных возможностей детей. Совершенствование импрессивного и
экспрессивного словаря звукопроизношения, фонематического восприятия способствует
усвоению детьми грамматических форм слова и словообразовательных моделей,
формированию понимания и различения значений измененных форм слова, выделению
звуковых и морфологических элементов слова, образующих новую форму (слово).
На основе дальнейшего развития фонематического восприятия, отработки
правильного произношения звуков и правильного воспроизведения звукослоговой
структуры слова осуществляется обучение детей элементарным формам
фонематического анализа с опорой на материализованные действия. В логопедиической
работе с детьми с дизартрией развитию фонематического восприятия предшествует
работа по формированию сенсорно-перцептивного уровня восприятия в процессе
имитации слогов, поскольку при дизартрии первичные расстройства возникают на
гностико-праксическом уровне, который с неврологической точки зрения
обусловливает механическую имитацию звуков речи.
Одним из основных направлений логопедической работы на данной ступени
обучения является развитие коммуникативной функции речи, расширение
возможностей участия детей в диалоге, формирование связной монологической
речи. Детей учат вести беседу на близкие и хорошо знакомые темы, описывать
предмет, используя словосочетания, простые нераспространенные и
распространенные предложения.
Ведущим на второй ступени работы с детьми по данной программе остается
принцип «логопедизации». Сформированные на логопедических занятиях речевые
умения детей закрепляются в процессе развития их представлений об окружающем
мире, элементарных математических представлений, в ходе физического и
музыкального воспитания, в конструктивной и изобразительной деятельности, при
обучении элементарным трудовым навыкам, а также в условиях семейного
воспитания.
Педагогические ориентиры:
¾
развивать произвольность мыслительной деятельности детей и формировать ее
основные компоненты;
¾
способствовать развитию у детей заинтересованности в деятельности,
накоплению знаний, достаточных для решения поставленных задач, формированию
навыка самоконтроля; поддерживать положительное эмоциональное состояние детей
в течение всего занятия;
¾
совершенствовать кинестетическую и кинетическую основу движений детей в
процессе развития общей, ручной и артикуляторной моторики;
¾
расширять возможности понимания детьми речи параллельно с расширением их
представлений об окружающей действительности и формированием познавательной
деятельности;
¾
обогащать предметный (существительные), предикативный (глаголы) и
адъективный (прилагательные) словарь импрессивной и экспрессивной речи в
ономасиологическом (обращается внимание на названия объектов) и
семасиологическом (обращается внимание на семантику слова) аспектах;
¾
формировать грамматические стереотипы словоизменения и словообразования в
импрессивной и экспрессивной речи;
¾
формировать синтаксические стереотипы и работать над усвоением
синтаксических связей в составе предложения;
¾
расширять возможности участия детей в диалоге, формировать их
монологическую речь;
¾
учить детей включать в повествование элементы описаний действующих лиц,
природы, диалоги героев рассказа, соблюдая последовательность рассказывания;
¾
осуществлять коррекцию нарушений дыхательной и голосовой функций;
¾
создавать благоприятные условия для последующего формирования функций
фонематической системы;
¾
осуществлять коррекцию нарушений фонетической стороны речи, развивать
фонематические процессы.
Подготовительный этап логопедической работы
на второй ступени обучения
Основное содержание
Формирование произвольного слухового и
зрительного восприятия, внимания и памяти, зрительно-пространственных представлений. Закрепление усвоенных ранее
представлений об объемных и плоскостных геометрических фигурах и формах
предметов Формирование новых представлений об объемных и плоскостных фигурах и
формах предметов (овал, прямоугольник, овальный, прямоугольный). Их различение
в процессе сопоставления, сравнения. Совершенствование стереогноза. Обозначение
форм геометрических фигур и предметов словом.
Закрепление названий, усвоенных ранее величин и их параметров. Сравнение
предметов по величине (пять-семь предметов). Обозначение величины и ее
параметров словом. Закрепление основных цветов. Освоение оттенков новых цветов розовый,
голубой, коричневый, оранжевый). Различение предметов по цвету. Обозначение
цвета предмета словом.
Выделение одновременно двух (затем трех) свойств фигур, предметов (форма —
цвет, форма — величина, величина — цвет, форма — цвет — величина).
Обучение определению пространственных отношений (вверху, внизу, справа,
слева впереди, сзади). Выделение ведущей руки и ориентировка в схеме
собственного тела. Обучение определению расположения предмета по отношению к
себе, ориентировке на плоскости.
Совершенствование умения слушать и ориентироваться в звуках окружающего
мира, различать звуки по силе и высоте
Совершенствование процессов запоминания и воспроизведения: запоминание и
воспроизведение последовательности и количества предметов (пять-шесть),
картинок, геометрических фигур, различных по цвету, величине и форме;
запоминание и воспроизведение ряда неречевых звуков (три-четыре), слов (четыре
шесть), объединенных по тематическому принципу и случайных
Формирование кинестетической и
кинетической основы движений в процессе развития общей, ручной и
артикуляторной моторики. Обучение точному выполнению двигательной программы. Развитие основных
качеств движения: объема, точности, темпа, активности, координации (определяя
содержание работы по развитию общей моторики на логопедических занятиях,
учитель- логопед исходит из программных требований образовательной области
«Физическое развитие»).
Развитие кинестетической организации движений пальцев рук на основе зрительного
восприятия (по подражанию) и самостоятельно (по словесной инструкции).
Стимуляция двигательных импульсов, направленных к определенным группам мышц.
Уточнение состава двигательного акта.
Формирование кинестетического анализа и синтеза, кинестетических
афферентаций движений пальцев рук («Пчела», «Лодочка» и т. д.).
Объединение, обобщение последовательных импульсов в единый организованный
во времени двигательный стереотип («шнуровка», складывание фигурок из палочек
по образцу и по памяти, штриховка).
Нормализация мышечного тонуса мимической и артикуляторной мускулатуры с
помощью дифференцированного логопедического массажа (осуществляется
преимущественно в работе с детьми, страдающими дизартрией, с учетом локализации
поражения, характера и распределения нарушений мышечного тонуса).
Подготовка артикуляторного аппарата к формированию правильного звукопроизношения
с помощью специальных методов.
Формирование кинестетической основы артикуляторных
движений. Развитие двигательно-кинестетической обратной связи путем уточнения
положения различных артикуляторных органов во время артикулирования правильно
произносимых звуков
Формирование нормативных артикуляторных укладов звуков в процессе
нахождения и удержания необходимой артикуляторной позы (специальные комплексы
артикуляторной гимнастика Формирование кинетической основы артикуляторных движений
в процессе развития орального праксиса при выполнении последовательно
организованных движений (специальные комплексы артикуляторной гимнастики).
Развитие движений мимической мускулатуры по подражанию и словесной
инструкции (зажмурить глаза, надуть щеки, поднять и нахмурить брови).
Формирование мыслительных операций
анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации. Развитие произвольности мыслительных
операций (умения слушать, понимать и четко выполнять указания взрослого, действовать
в соответствии с правилом, использовать образец).
Обучение решению задач не только в процессе практических действий с
предметами, но и в уме, опираясь на образные представления о предметах.
Нормирование основы словесно-логического мышления Развитие основных
компонентов мыслительной деятельности (заинтересованности в выполнении задания,
положительного эмоционального состояния в течение всего занятия, навыка самоконтроля
и т. д.).
Развитие операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации
(формирование умения выражать результат словом), способности устанавливать
закономерности на основе зрительного и мыслительного анализа (составление
четырех-шести фигурной матрешки путем примеривания и зрительного соотнесения,
занятия с конструктором, исключение неподходящей картинки). Формирование
наглядно-образных представлений, обучение
воссозданию целого на основе зрительного соотнесения частей (составление
целого из частей и т. д.). Развитие спорности на основе анализа ситуации
устанавливать причинно- следственные зависимости, делать обобщения
(«Последовательные картинки», «Времена года»). Формирование умения составлять
рассказ по серии последовательных картинок, вербально обосновав свое решение.
Обучение выявлению и пониманию иносказательного смысла загадок с использованием
наглядной опоры. Формирование способности к активной поисковой деятельности.
Формирование слухозрительного и
слухомоторного взаимодействия в процессе восприятия и воспроизведения
ритмических структур. Обучение восприятию, оценке ритмов и их воспроизведению ю образцу и по
словесной инструкции (до пяти ритмических сигнатов://; ///; ////).
Обучение восприятию и оценке неакцентированных ритмических структур,
разделенных длинными и короткими паузами, и их воспроизведению по образцу и по
словесной инструкции (// //; /
//; // /; /// /).
Формирование сенсорно-перцептивного
уровня восприятия (в работе с детьми с дизартрией). Обучение распознаванию звуков речи, развитие
стимулирующей функции речеслухового анализатора (формирование четкого слухового
образа звука). Формирование навыка аудирования (направленного восприятия
звучания речи). Обучение умению правильно слушать и слышать речевой материал.
Создание благоприятных условий для последующего формирования фонематических
функций.
Основной этап логопедической работы
на второй ступени обучения
Основное содержание
Формирование предметного, предикативного
и адъективного словаря импрессивной речи. Расширение пассивного словаря, развитие импрессивной
речи в процессе восприятия и дифференциации грамматических форм слова и
словообразовательных моделей, различных типов синтаксических конструкций.
Увеличение объема и уточнение предметного, предикативно; и адъективного
словаря импрессивной речи параллельно с расширением представлений об окружающей
действительности формированием познавательной деятельности.
Усвоение бытового словаря (названий частей тела, лица, игрушек, посуды,
мебели, одежды, действий, совершаемых с ними природоведческого словаря
(названий явлений неживой природу растений, животных), эмоционально-оценочной
лексики, лек» ки, обозначающей время, пространство, количество.
Совершенствование понимания вопросов косвенных падежей существительных.
Дифференциация в импрессивной речи форм существительных единственного и
множественного числа мужского, женского и среднего рода («Покажи, где гриб, где
грибы», «Покажи, где слива, где сливы», «Покажи, где окно, где окна», «Покажи,
где зеркало, где зеркала»).
Дифференциация в импрессивной речи глаголов в форме единственного и
множественного числа прошедшего времени («Покажи, кто шел, кто шли», «Покажи,
кто рисовал, кто рисовали»). Обучение пониманию значений глаголов совершенного
и несовершенного вида («Покажи, где малыш рисует ракету, где малыш нарисовал
ракету», «Покажи, где девочка поливает цветы, где девочка полила цветы»).
Дифференциация в импрессивной речи глаголов прошедшего времени по родам:
мужской, женский и средний род: «Покажи, кто спал» (мальчик), «Покажи, кто
спала» (девочка), «Покажи кто упал» (дедушка), «Покажи, кто упала» (бабушка),
«Покажи, что упало» (дерево).
Дифференциация в импрессивной речи грамматических форм прилагательных:
«Покажи то, про что можно сказать большой (большая, большое, большие)», «Покажи
то, про что можно ска зать голубой (голубая, голубое, голубые)».
Совершенствование понимания предложных конструкций с предлогами в, из, на, под, за, у, с,
около, перед, от, к, по, из под из-за (по картинкам).
Обучение различению предлогов в — из, над — под, к — от, на — с.
Совершенствование навыков понимания значения продуктивных
уменьшительно-ласкательных суффиксов (-ик, -ок, -чик, -к -очк-, -ечк-).
Формирование понимания значения менее продуктивных суффиксов (-оньк-, -еньк-, -онок, -енок,
-ышек, -ышк-, -ишк-): «Покажи, где бочка, где бочонок», «Покажи, где
воробей, где воробышек», «Покажи, где зерно, где зернышко» и т. д. формирование
понимания значения приставок: в-, вы-, при-, и их различения (в — вы,
на — вы, вы — при): «Покажи, где мальчик входит в дом, а где выходит из
дома», «Покажи, где мама заливает воду, а где выливает воду», «Покажи, где
девочка выбежала из дома, а где прибежала домой» и т. д.
Совершенствование навыков понимания вопросов по сюжетной картинке, по
прочитанной сказке, рассказу (с использованием иллюстраций).
Формирование предметного, предикативного
и адъективного словаря экспрессивной речи. Расширение словаря
экспрессивной речи, уточнение значения слов, обозначающих названия предметов, действий,
состояний, признаков, свойств и качеств (цвет, форма, величина, вкус).
Введение в лексикон детей слов, обозначающих элементарные понятия,
выделенные на основе различения и обобщения предметов по существенным
признакам, а также слов, выражающих видовые (названия отдельных предметов;,
родовые (фрукты, посуда, игрушки) и отвлеченные обобщенные понятия (добро,
зло, красота). Закрепление в словаре экспрессивной речи детей числительных
один, два, три и введение в словарь числительных четыре, пять.
Формирование ономасиологического (обращается внимание на названия объектов:
«Как называется это?») и семасиологического (обращается внимание на семантику
слова: «Что значит это слово?») аспектов лексического строя экспрессивной речи.
Обучение умению осознанно использовать слова в соответствии с контекстом
высказывания. Формирование грамматических стереотипов словоизменения и словообразования
в экспрессивной речи. Совершенствование навыков употребления форм
единственного и множественного числа существительных мужского и женского рода в
именительном падеже с окончаниями -ы (шар — шары), -и (кошка — кошки), -а
(дом — дома). Обучение употреблению форм единственного и множественного числа
среднего рода в именительном падеже с окончанием -а (зеркало — зеркала, окно
— окна).
Совершенствование навыков изменения существительных мужского
и женского рода единственного числа по падежам (без предлогов). Обучение
изменению существительных мужского и женского рода единственного числа по
падежам с предлогами. Обучение изменению
существительных среднего рода единственного числа по падежам без предлогов
(В домике дядюшки Тыквы нет чего?
— Окна.) и с предлогами (От чего отъехала машина ? - От дерева; Где
растет гриб? — Под деревом; На чем растут листья?— На дереве).
Обучение изменению одушевленных и неодушевленных существительных мужского,
женского рода и существительных среднего рода множественного числа по падежам.
Обучение правильному употреблению несклоняемых существительных (пальто,
кино, лото, домино, какао).
Совершенствование навыков употребления глаголов в форме повелительного
наклонения 2-го лица единственного числа настоящего времени, глаголов в форме
изъявительного наклонения 3-го лица единственного и множественного числа
настоящего времени, форм рода и числа глаголов прошедшего времени.
Обучение правильному употреблению глаголов совершенного и несовершенного
вида (рисовал — нарисовал).
Совершенствование навыков согласования прилагательных с существительными
мужского и женского рода единственного числа в именительном и косвенных
падежах. Обучение согласованию прилагательных с существительными мужского и
женского рода множественного числа в именительном и косвенных падежах (голубые
шары, голубых шаров). Обучение согласованию прилагательных с
существительными среднего рода единственного и множественного числа в
именительном и косвенных падежах (большое окно, больших окон).
Обучение правильному употреблению словосочетаний: количественное
числительное (два и пять) и существительное (два шара, пять шаров;
две пчелы, пять пчел; два окна, пять окон; две пера, пять перьев).
Совершенствование навыков правильного употребления предложных конструкций с
предлогами (в, из, на, под, за, у, с, около, перед, от, к, по, из-под,
из-за) и навыка различения предлогов (в — из, на — под, к — от, на —
с).
Совершенствование навыков употребления словообразовательных моделей:
— существительных, образованных с помощью продуктивных и менее продуктивных
уменьшительно-ласкательных суффиксов: -ик,- ок, - чик, -к,- очк, -ечк, -оньк,
-еньк, -онок, -енок, -ышек, -ушк, -юшк, -ишк.
¾
звукоподражательных глаголов (ворона каркает, кошка мяукает, воробей
чирикает, петух кукарекает, курица кудахчет)',
¾
глаголов, образованных от существительных (отыменное образование глаголов:
мыло — мылит, краска — красит, учитель — учит, строитель — строит),
¾
глаголов, образованных с помощью приставок (в-, вы-, на-, при-)'
¾
притяжательных прилагательных, образованных с помощью продуктивного
суффикса -ин- (мамина кофта, папина газета) и с помощью менее
продуктивного суффикса -и- без чередования (лисий, рыбий)',
¾
относительных прилагательных с суффиксами: -ое-, -ев-, -н-, -ан-, -енн-
(шерстяной, банановый, грушевый, соломенный, железный).
Совершенствование навыка самостоятельного употребления отработанных
грамматических форм слова и словообразовательных моделей.
Формирование синтаксической структуры
предложения. Развитие умения правильно строить простые распространенные предложения,
согласовывать слова в предложении.
Обучение распространению предложений за счет однородных членов (по
картинкам и вопросам: Мама купила в магазине лук... морковь, капусту,
огурцы, Сегодня на улице теплая... солнечная, ясная погода).
Обучение употреблению простейших видов сложносочиненных и сложноподчиненных
предложений с использованием сочинительных союзов а, но, и (Кате купили
куклу, а Мише велосипед. Пошел дождь, но мы остались в саду. Мама взяла утюг и
стала Ладить белье) и подчинительных союзов что, чтобы (Сережа взял карандаш,
чтобы рисовать. Папа сказал, что купил арбуз).
Формирование связной речи. Целенаправленное обучение диалогической
речи в специально организованных коммуникативных ситуациях (в беседе, при
выполнении поручений, в процессе использования настольно-печатных игр и т.
д.).
Обучение пересказу хорошо знакомых и незнакомых сказок и рассказов.
Обучение самостоятельному составлению описательных рассказов (по игрушке, по
картинке).
Обучение составлению повествовательных рассказов по серии сюжетных картинок
(по вопросам, по образцу и по плану, самостоятельно).
Обучение составлению рассказа из личного опыта (о любимых игрушках, о себе
и семье, о том, как провели выходные дни и т.д.
Включение в повествование элементов описаний действующих лиц, природы, пересказа диалогов героев,
соблюдая последовательность рассказывания.
Коррекция нарушений фонетической стороны речи. Уточнение произношения гласных звуков и
согласных раннего онтогенеза (губных, губно- зубных, заднеязычных,
переднеязычных [Т], [Т'] [Д], [Д'], [Н], [Н'] (в работе с детьми, страдаюшими дизартрией в случае дефектного произнесения этих звуков —
формирование правильного артикуляторного уклада и закрепление этих звук в
различном фонетическом контексте).
Формирование правильной артикуляции отсутствующих или нарушенных в
произношении согласных звуков позднего онтогенеза, их автоматизация и
дифференциация в различных фонетических условиях (свистящие, шипящие, сонорные
звуки).
Формирование умения осуществлять слуховую и слухо-произносительную
дифференциацию не нарушенных в произношения звуков, а в дальнейшем — звуков, в
отношении которых проводилась коррекционная работа.
Развитие простых форм фонематического анализа: выделение ударного гласного
в начале слова (Аня, аист, осы, утро, иней) выделение звука из слова
(звук [С]: сом, мак, нос коса, утка, миска, дерево, автобус, лопата)-,
определение последнего и первого звуков в слове (мак, топор, палец).
Обучение фонематическому анализу и синтезу звукосочетаний (АУ, У А, ИА)
и слов (мы, да, он, на, ум) с учетом поэтапного формирования умственных
действий (по П. Я. Гальперину).
Формирование фонематических представлений (подбор картинок, слов на
заданный звук).
Обучение правильному воспроизведению звукослоговой структуры слов
(предъявляемых изолированно и в контексте): двухсложных без стечения согласных
(мука, мячик); трехсложных слов без стечения согласных {машина,
котенок); односложных слов со стечением согласных (лист, стул); двухсложных
слов со стечением согласных в начале слова (кроты, клубок), в середине
слова (ведро, полка), в конце слова (радость, жалость),
трехсложных слов со стечением согласных в начале слова (крапива, светофор) ,
в середине слова (конфета,
калитка).
Формирование общих представлений о выразительности речи Ознакомление с
повествовательной, вопросительной, восклицательной интонацией, средствами их
выражения и способами обозначения с последующей дифференциацией интонационных
структур предложений в импрессивной речи.
Обучение правильному использованию и дифференциации различных интонационных
структур в экспрессивной речи.
Коррекция нарушений движений артикуляторного аппарата, дыхательной и
голосовой функций. Развитие орального праксиса в процессе выполнения специальных артикуляторных
упражнений. Отработка объема, силы, точности, координации произвольных
артикуляторных движений. Формирование двигательной программы в процессе
произвольного переключения от одного артикуляторного элемента к другому,
формирование и закрепление диафрагмального типа физиологического дыхания.
Формирование речевого дыхания. Обучение умению выполнять спокойный, короткий
вдох (не надувая щеки, не поднимая плеч) и плавный длительный выдох без
речевого сопровождения (упражнения «Загони мяч в ворота», «Задуй свечу»,
«Снежинки» и др.) и с речевым сопровождением (на материале гласных звуков и их
сочетаний, изолированных глухих щелевых согласных [Ф], [X], [С], [Ш], [Щ],
слогов с согласными звуками). Постепенное удлинение речевого выдоха при произнесении
слов (сначала малослоговых, затем многослоговых, сначала с ударением на первый
слог, затем с изменением места ударения). Постепенное удлинение речевого выдоха
при распространении фразы (Птицы. Птицы летят. Птицы летят высоко. Птицы
летят высоко в небе).
Развитие основных акустических характеристик голоса (сила, высота тембр) в
специальных голосовых упражнениях (в работе с детьми, страдающими дизартрией, —
снятие голосовой зажатости и обучение свободной голосоподаче путем отработки
произвольных движений нижней челюсти). Формирование мягкой атаки голоса.
Комментариев нет:
Отправить комментарий